Мы – за моральные принципы в основе любых интеграционных процессов, в основе деятельности комитетов Клуба и в основе любых законотворческих инициатив.
Принципы в общем смысле представляют собой наиболее общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил. В принципах выражаются универсальные формулы поведения. Если ценности, идеалы — явления, прежде всего, эмоционально-образные, а нормы вообще не могут осознаваться и действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, то принципы — феномен рационального сознания.
Моральные принципы являются условиями нормального общежития всех людей.
Моральный принцип — всякий принцип, который должен определять нравственную волю, как, например, радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм), удовлетворение естественных побуждений (этический натурализм), совершенство (эвфонизм), гармония и т.д.
Как и древнегреческие мудрецы, мы выделяем четыре основных добродетели человека:
мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Мало иметь отдельные положительные черты, они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек определяет ее для себя, формулируя некоторые нравственные принципы. Такие, например, как коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом. Это принципиальный выбор, от которого зависят частные правила, нормы и качества. Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Она означала, что в любой жизненной ситуации человек не сойдет с нравственного пути.
По отношению ко всем этим уровням морального сознания верховным регулятором служат понятия о высших ценностях морали: свобода, смысл жизни и счастье. Ценностные понятия составляют основу нашей моральной ориентации, они очаровывают сознание, пронизывают его сверху донизу.
Компоненты морали связываются между собой различными способами. В зависимости от выполняемых нравственных задач они складываются во все новые структуры. Мораль является нашим глазам не неподвижным предметом, а динамическим функциональным образованием. Мораль рождена движением общества и личности, потому именно в своих функциях и динамике она раскрывается по-настоящему.