Страны БРИКС готовы сами начать формировать правила мироустройства

Вот уже седьмой раз представители академических кругов БРИКС соберутся, чтобы обсудить актуальные вопросы развития объединения и выработать рекомендации для политических лидеров стран-участниц «независимого клуба». Стоит отметить, что экспертное измерение БРИКС сформировалось раньше, чем официальное – еще в 2008 году. Тогда, как подчеркивают сами ученые, они еще не знали, что создают новую долгосрочную форму сотрудничества. О своем видении будущего объединения поведали главы делегаций стран БРИКС, прибывшие в столицу России на Академический форум.

Экспертам сегодня отводится роль «первосмотрящих» для руководителей государств-участниц БРИКС. Именно на научном уровне проводятся жаркие и порой ожесточенные дискуссии по вопросам финансовой архитектуры, глобальной безопасности, перспектив БРИКС, его институализации и ряду других.

Государства с пятью различными «системами координат» и взглядами на мир вместе с тем едины в понимании того, каким должно быть новое мироустройство в 21 веке.

БРИКС был основан как экономическое объединение с развивающимися экономиками, напомнил замглавы Исследовательского фонда «Обсервер» Нандан Унникришнан, представитель Индии. «На пути нашего развития мы осознали, что тот миропорядок, который был основан в 1945 году, начинает устаревать, и нужно реформировать не только экономический компонент, но и всю систему глобального управления. Страны-члены БРИКС ощущают, что они должны играть определенную роль в мире и не только принимать правила, но и самим формировать правила», — сказал он. Таким образом, пять развивающихся стран поняли, что они имеют право «сесть за круглый стол и вынести свои вопросы на повестку дня», добавил эксперт.

При этом именно переговорный процесс, а не военно-силовой становится способом разрешения конфликтов и установления договоренностей в БРИКС, подчеркивают эксперты. «Мы настроены на эволюцию системы управления. Мы не формируем блок против кого-то, а нацелены на гармонизацию интересов всех стран», — отметил Унникришнан. При этом, безусловно, в новом глобальном управлении должны учитываться потребности всех тех, «кто был оставлен за бортом в 1945 году».

БРИКС vs G7

Уже сейчас БРИКС многими воспринимается как некий антипод «Большой семерки». Однако ученые уверены: это по определению «разные животные». «Семерка» — продукт биполярного мира, а БРИКС — проект мультиполярного мира.

У этих альянсов разные оценки принципов многополярности, демократии. БРИКС нацелен на разрешение споров мирными, дипломатическими средствами, верховенство международного права, суверенитет, подчеркивает старший советник по стратегическому планированию НКИ БРИКС, сопредседатель «Гражданской БРИКС», доцент МГИМО Виктория Панова. В определенных кругах стало расхожим мнение, что БРИКС возник на фоне недовольства международной системой.

«Если мы вспомним: «семерка» возникла в ответ на растущую роль и претензии со стороны развивающихся стран. Кроме того, опасались слишком далеко могущим зайти процессом разрядки и излишним влиянием СССР. В этой связи объединение стало возможностью размыть его солидарность», — прокомментировала эксперт.

В игре за «геополитический престол» G7 не собирается сдавать свои гегемонистические позиции. Но БРИКС и не собирается «вступать в эту борьбу», отмечают ученые. Поэтому и столкновений «на идейном уровне» вряд ли стоит ожидать. Как подчеркнула Панова, страны «семерки» – не самоубийцы, и понимают все возрастающую роль развивающихся государств и их приверженность дипломатии. «У нас более разнообразные системы экономического управления и взаимодействия, но мы гораздо лучше, быстрее и дружнее способны договариваться, чем мыслящие одинаково государства «семерки», — добавила представитель «гражданской платформы» БРИКС.

А индийский эксперт выразил мнение, что мотивация для всех должна состоять в переписывании правил игры, чтобы не подорвать устои существующего мира. БРИКС, по его мнению, хороший инструмент движения к многополярности, однако сам по себе он функционировать не может. «Невозможно сделать рывок за счет политической диктатуры», — подчеркнул Унникришнан, заявив, что альянсу предстоит долгий путь, и революционный прорыв вряд ли возможен.

БРИКС как новый элемент мировой финансовой архитектуры

Одним из уникальных достижений объединения, идущего по пути эволюции, стало формирование единого Банка развития БРИКС. Это первый финансовый институт, который был создан без участия развитых стран, в том числе Японии и Австралии. Эксперты полагают, что эта инициатива должна задать тон будущему развитию всего союза.

«Мы решили создать ответ на некоторые насущные финансово-экономические вопросы. Банк БРИКС — важный инструмент, альтернативный способ реагирования на нужды развивающегося рынка», — отметила, в свою очередь, эксперт из ЮАР, президент Исследовательского совета гуманитарных наук Олив Шисана.

По ее мнению, такой институт позволит облегчить доступ к кредитным средствам странам африканского континента. Пока же такой возможности у них нет. Всемирный банк «достиг предела и исчерпал резервы», а европейцы вряд ли готовы привносить дополнительные триллионы долларов на поддержку инфраструктурных проектов. Как раз для этих целей в качестве резервного финансового источника и был создан НБР, подчеркнул директор отделения экономической политики и международных отношений Института прикладных экономических исследований Ренато Бауманн, представитель бразильского научного сообщества. Однако альтернативой МВФ и Всемирному банку он не сможет стать. По крайней мере, пока. По мнению эксперта, это невозможно, прежде всего, из-за небольшого «размера» нового финансового института.

С коллегой согласились и российские ученые: Банк БРИКС будет заниматься проектами, которые не находят поддержки в мировых финансовых структурах, и создается «как дополнительная скорая помощь» им. НБР и резервный фонд с общим объемом средств в $100 млрд направлены на удовлетворение интересов развивающихся стран, так определяется главная цель. «Если чиновники захватят этот банк, то он станет таким же, как и другие коммерческие банки, или даже Всемирный банк», — добавил Унникришнан.

Все активнее сегодня обсуждаются перспективы формирования валютной коллаборации в рамках БРИКС. «Те договоренности, которые уже достигнуты в рамках БРИКС, создают основу для более широкого использования и национальных валют, и возможного движения к единой валюте», — прокомментировал исполнительный директор НКИ БРИКС, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, профессор Георгий Толорая.

Так, Россия и Китай уже достигли определенного консенсуса по взаиморасчетам, своповым сделкам с использованием национальной валюты. На экспертном уровне подчеркивается необходимость, чтобы и другие страны начали поступательное движение к таким расчетам. К примеру, у Бразилии с КНР есть подобное соглашение, однако оно «еще не материализовалось, потому что застряло в Конгрессе», уточнил Бауманн.

Ведутся разговоры и о создании общей единицы измерения – валюты БРИКС. Однако путь к реализации данной идеи долгий, считают эксперты. Во-первых, необходима политическая воля руководителей. «Это потребует увеличения влияния региональных тенденций, гармонизации наших финансовых систем. Тенденция рассматривается как альтернатива для доллара и евро», — сказал бразильский эксперт. На его взгляд, возможной валютой для международной торговли может стать юань. Позиции нацвалюты Китая укрепляются, что признается многими странами сегодня.

Комментируя данное «предложение», китайский эксперт, заместитель генерального директора международного отдела ЦК КПК, эксперт Китайского центра современных мировых исследований Юйюнь Чжоу отметил, что для этого у стран-участниц БРИКС «должна быть единая экономическая, финансовая и налоговая политика». Он добавил, что для молодого объединения создание единой валюты – сложный долгосрочный процесс. Чжоу также сообщил, что вопросы банковской архитектуры будут обсуждаться на конференции в июне текущего года, которая пройдет в Шанхае.

Профессор Толорая сообщил, что научные деятели уже придумали название будущей валюты – «рулинд». Оно по аналогии с созданием «термина» БРИКС составлено из названий национальных валют государств, входящих в альянс. «Остается только надеяться, что все названное существует», — добавил он.

Страны, которые почувствовали, что им не дают играть роль на мировой сцене, на основе дискуссии намерены восстановить политическую, экономическую и социальную справедливость. Дипломатия, провозглашенная ключевым механизмом взаимодействия внутри БРИКС, – процесс поступательный, долгий, требующий определенной «deep», т.е. глубины. Об этом свидетельствуют и направления работы экспертного совета объединения. Уже согласован текст аналитического доклада по долгосрочной стратегии БРИКС, который будет представлен экспертами лидерам пяти стран БРИКС на саммите в Уфе.

 

nakanune.ru

Автор:
По теме:
Ключевые слова:
backtotop