Чтобы правильно прочесть итоги 2016 года, следует держать в уме, что в мире происходит Великий перелом — кардинальная трансформация мироустройства из однополярного в многополярный, которая должная спасти человечество от глобальной катастрофы. Перелом подготавливался Россией и странами не-Запада все 2000-е с расчётом на поступательное движение по обессиливанию Pax Americana, но невольно был запущен Западом в конце 2013-го агрессией против Москвы на Украине. Ответные действия России как лидера сопротивления американскому глобализму фактически перевели трансформацию в открытую фазу, который уже можно назвать Великим переломом.
В 2014-м Россия впервые с момента распада СССР осмелилась поменять границы вопреки воле гегемона в лице США: блистательная Крымская операция вежливых по воссоединению создала прецедент и продемонстрировала новые реалии многополярного мира в пока ещё однополярном, когда воля народа стала значимей интересов Вашингтона. В 2015-м новым прецедентом в мировой политике стало начало операции ВКС РФ в Сирии, распространившим реалии нового мироустройства уже на целый регион, и такой важный, как Ближний Восток. Москва рисковала сильно, но оттягивать больше не могла — необходимо было остановить такие усовершенствованные модели американского терроризма как «ИГИЛ», «ан-Нусра» и другие, пока они не уничтожили Сирию и не перешли к Кавказу и Средней Азии. Блистательное появление российской армии в Сирии принципиально изменило политическую карту мира, но главное: впервые военные США, привыкшие к роли охотников в сафари, почувствовали мушку прицела на себе. И одно это привело к титаническим сдвигам в геополитике, которые сполна проявились в следующем году.
2016-й год войдёт в историю как момент, который сделал Великий перелом к многополярному миру безальтернативным и невозвратным. Глубинные процессы трансформации вышли наружу и поставили мир перед фактом. Перелом стал данностью и был признан даже самим Pax Americana, который вынужден был сменить стратегию. Трудно назвать какой-то один ключевой прецендент, но многочисленные принципиальные изменения, которые ранее невозможно было вообразить, сформировали главное достижение 2016 года — Россия как лидер антиглобалистского сопротивления сдержала полит-экономический удар Запада и продолжила свою суверенную политику на международной арене, что привело к дрейфу многих государств и регионов от США и, как следствие, к экстренному «плану Б» в самих США. Перечислим некоторые из знаковых событий 2016 года.
В первую очередь, это стабилизация экономики России вопреки санкциям и финансовым диверсиям Запада. Об этом мало говорится в СМИ, а многочисленные эксперты, наоборот, кричат о катастрофе в российской экономике, но факт бесспорен и подтверждается даже нашим неприятелем, который хотел было увидеть нашу страну разорванной в клочья: при всех проблемах и нерешённых задачах Россия обладает достаточным запасом прочности экономики для ведения суверенной политики во враждебном окружении долларовой системы. Снижение инфляции (пусть и не такое, как в официальной версии), запуск и первые успехи импортозамещения, рост отдельных отраслей промышленности (в том числе и IT-индустрии), зачистка банковской системы и прекращение нелегального вывода капиталов, создание собственной платёжной системы, переход от неуёмного потребления внутри страны к принципу накопления, структурные изменения на рынке труда — всё это говорит об оздоровлении российской экономики и её большем суверенитете. Теперь необходимо переходить от стабилизации к качественному росту за счёт внутренних инвестиций и усиленного кредитования промышленности — это задача на 2017-2020 годы.
Успехи ВКС РФ в Сирии — это не только освобождение Пальмиры (пусть и потом отданной сирийцами) и многомиллионного Алеппо, но прежде всего разгром самых эффективных и опасных боевых сил террористов, а также спасение Сирии и сирийского народа как такового. Российская армия в 2016-м году продемонстрировала не просто боевую мощь, но способность заживлять многолетние кровоточащие раны, выстраивать переход от войны к миру, к настоящему политическому урегулированию. Уникальное качество российских военных — умение принуждать к миру, не уничтожая всех подряд, выстраивать диалог между враждующими силами чужой страны, рискуя собой — это то, что ещё проявит свой эффект в будущем. Но уже в 2016-м российская армия показала свою сверхэффективность не только в уничтожении террористов и освобождении городов, но и в заключении перемирия с воюющими группировками, которые не доверяли Асаду, но поверили русским. Наши военные в Сирии погибли не даром, а продемонстрировав человечеству уникальный пример излечения терроризма. Светлая вам память, герои!
Великолепная несиловая операция по принуждению Турции к миру и сотрудничеству в борьбе против терроризма, проведённая Москвой за считанные месяцы, сумела развернуть внешнюю политику крупной региональной державы в сторону против гегемона. Страна-член НАТО, встроенная в американскую схему поддержки терроризма, встала на путь исправления и — пусть с огромными сложностями, преодолевая раскол внутри элит и сопротивление Запада, — начала прекращать поддержку террористам. Более того, после сорванного с помощью Москвы военного переворота Эрдоган в открытую бросил вызов США и назвал их главными пособниками ИГИЛ. А ранее с помощью Анкары из Алеппо вывели остатки боевиков. Всё это, конечно, омрачено убийством посла Карлова — и говорить о полном отрыве Турции от террористической сети преждевременно. Однако Москва полна решимости довести этот процесс до завершения, лишив тем самым США важного звена в международном терроризме. Взвешенное отношение России к Турции стало примером для других стран региона, которые пошли на активное сотрудничество с Москвой, понимая, что в отличие от американцев русские не кинут.
Разочарование в политике Запада в разных странах мира — тенденция, которая проявшившись в предыдущие годы получила особое распространение в 2016-м. Помимо Турции отношения с США испортили такие государства, считавшиеся проамериканскими, как Филиппины, Саудовская Аравия, Израиль. Выборы в Болгарии и Молдавии показали готовность местных элит переориентироваться на альтернативный Западу полюс силы. Фигуру Дутерте в Филиппинах многие недооценивают, считая фриком, но он может стать лидером антиамериканского сопротивления в Юго-Восточной Азии. В разных странах свои причины антиамериканизма, но общая закономерность заключается в том, что США перестали быть единственным центром силы, и это уже проявляется в публичной политике. Пожалуй, только Латинская Америка выбивается из этой закономерности, прежде всего Бразилия и Аргентина, в которых победили проамериканские элиты, но процесс этот вполне обратимый. Если говорить о Кубе, то это скорее вынужденный ход, не отменяющий общее разочарование в США. В 2016-м году был нанесён серьёзный удар по авторитету Pax Americana.
Перехват у США регулирования цены на нефть. Перехват, конечно, не полный и окончательный, но благодаря активным и мастерским действиям Москвы позволивший лишить США исключительной возможности устанавливать стоимость нефти. Процесс этот долгий и сложный, с большим количеством нюансом, но по факту в 2016-м году России удалось убедить страны экспортёры-нефти придти к единой политике по заморозке добыче, чего было невозможно даже представить в годы абсолютного доминирования США. Умение американцев играть на конфликтах между Саудовской Аравией, Ираном, Катаром, Венесуэлой и прочими фактически сводило на нет единство ОПЕК и позволяло манипулировать ценой на нефть, что и стало одним из факторов давления на Россию в 2014-15 годах. Однако усилия Владимира Путина, военных ВКС РФ в Сирии, Сергея Лаврова и Александра Новака позволили преодолеть, казалось бы, неразрешимые разногласия и стабилизировать ситуацию на рынке нефти. Непереоценимая победа России, которая показала главное отличие российской политики от американской — не разделять, а объединять.
Разочарование самого Запада в стратегии Pax Americana как следствие предыдущих процессов и поражений США на разных фронтах. В 2016-м году это разочарование, накопившееся от многочисленных проблем (финансовый кризис, мигранты, поражения на Ближнем Востоке, антиамериканизм в мире и пр.), вышло наружу и вылилось в ряд громких событий (Брекзит, правый поворот в Европе, избрание Трампа), которые принято трактовать, как победу здоровых сил внутри Запада над глобалистами. Мне представляется такая трактовка чрезмерно оптимистичной и даже опасной, поскольку скорее речь идёт об запасном «плане Б» архитекторов долларовой системы, которые под видом отказа от агрессивного глобализма и с помощью Трампа собираются перейти к мобилизации Запада классическими средствами для спасения гегемонии Pax Americana. Так или иначе, но сами экстренные меры Запада уже говорят о значительных успехах не-Запада и России, которые стали очевидными в 2016 году. Именно российская стратегия, непреклонно и поступательно реализуемая все 2000-е годы, привела к ряду поражений США и вызвала недовольство американской политикой как на международной арене, так и среди самого западного населения, заставив Вашингтон сменить свою стратегию. Это выдающийся исторический результат, который будет сполна оценён только при завершении Великого перелома.
Владимир Путин назвал уходящий 2016 год более сложным, чем 2015-й, но и более успешным. Это скромно, но точно характеризует главный результат действий России-2016. Да, уходит тяжёлый и нервный, полный потрясений и испытаний год, но плоды которого под стать затраченным усилиям. В дальнейшей истории его наверняка затмят более яркие периоды будущих побед, но корни их будут находиться в 2016-м. В третьем году Великого перелома.
РМ