Информация является главным фактором владения современным миром. Чем большими возможностями в информационной сфере обладает государство, тем вероятнее оно может добиться геополитических стратегических преимуществ и экономического процветания. Поэтому в наше время происходит утверждение взгляда на информационно-психологическую войну как стратегическое средство достижения целей государственной военной стратегии.
Содержание собственной модели мира является важным вопросом государственной безопасности.
Тем не менее, при разработке политической кампании, необходимо понимать различия между различными уровнями информации, а также учитывать, что стратегически ведётся смысловая война, а информационная – используется как инструмент тактический.
Информационная (политическая) война
Вертикальная – классический вариант, информационный поток сверху вниз с пассивным реагированием аудитории. Необходим большой и желательно монопольный аппарат СМИ.
Пример: масс медиа, сарафанное радио, группы и лидеры мнений в социальных сетях.
Смысловая (социологическая) война
Горизонтальная – это стиль жизни и типы поведения, которые становятся нормой в этом обществе. Более эффективна, тк практически незаметна, — сами контексты жизни подталкивают к «нормативному» и «правильному» мышлению.
Политическая пропаганда является распространением идеологии, смысловая (социологическая) – её проникновением благодаря существующим экономическим, политическим и социо факторам.
Информационная война не меняет убеждений человека, но это делает война смысловая. В информационных операциях меняется информация, а в смысловых – знание и понимание. Знание является более длительным продуктом, чем информация. Факты могут меняться, а правила, по которым человек их понимает, остаются прежними.
Смысловые операции являются экспортом клише и стереотипов сознания. Такие клише формируют решётку восприятия (фрейм, фильтр сознания), что разделяет сознательное и бессознательное человека.
Фрейм (решётка) – это ментальные конструкции, позволяющие понимать и интерпретировать действительность. Фреймы определяют здравый смысл и их невозможно быстро изменить, тк использование фреймов происходит вне сознания.
Фрейм закладывается в человека через понятия и образы, средством донесения которых является интерактивное поле.
Факты не делают человека свободным, поскольку факты не имеют смысла вне фреймов.
! Золотое правило: С фреймом нельзя бороться, тк таким образом он только усиливается. Вместо этого нужно создавать новый фрейм со своими интерпретациями ситуации.
Пример (про-западный фрейм): Запад представляется как уникальное универсальное мерило, на соответствие которому оценивается все остальное.
Политика: демократия – лучшая форма правления; надгосударственные Западные институты (ОБСЕ, ЕСПЧ) – истина в последней инстанции, самые объективные и непредвзятые;
Экономика: свободный рынок и принцип «невидимой руки» — вершина эволюции экономической мысли и лучшая форма хозяйственной деятельности; финансовая система – ссудный процент; система «объективных» международных рейтингов — истина в последней инстанции.
Общество: лучшее образование — западное; медицина и армия – бремя для государственного бюджета; лучшие товары – западные; лучшие фильмы – из Голливуда.
Организационная (психоисторическая) война
Организационная война –разрушение всех оргструктур (структур управления) общества-мишени: от социальных и финансовых до структур сознания и познания, т.е. структур психосферы. Именно эта сфера постепенно становится основным театром действий организационной войны, которая в психосфере становится войной психоисторической.
У психоисторической войны (оргвойны в психосфере) несколько уровней (измерений): информационный, концептуальный и метафизический (смысловой).
Информационная война в узком смысле – это действия на уровне фактов, их фальсификация, искажение определенным образом;
Концептуальная война – это действия на концептуальную интерпретацию фактов, т.е. развивается в сфере перехода от эмпирических обобщений к теоретическим;
Метафизическая (смысловая) война – преимущественно война смыслов; физическая победа без победы в метафизике, в смысловой сфере невозможна.
Цель психоисторической войны – разрушить организацию психосферы противника, посадив его на ложный информпоток, внедрив свои концепции его самости в пространстве и, главное, во времени и лишив его собственных смыслов и ценностей и навязав чуждые – разрушительные и парализующую волю к борьбе.
Наиболее важное направление психоисторической войны – история. История – знание и понимание прошлого, без чего невозможно знание и понимание настоящего и будущего.
Битва за историю – это по сути главная битва оргвойны в психосфере, поскольку она подрывает эту последнюю сразу по нескольким направлениям, включая психоудары по исторической памяти (наиболее важные события, наиболее значимые и знаковые фигуры), по идентичности, по традиционным для данной цивилизации ценностям.
История уже давно стала полем сражения не только научных теорий, но информационных схем, идейных конструкций и концептуальных вирусов (мемов), полем психоисторической войны во всех ее ипостасях – информационной, концептуальной и метафизической.
Пример: Психоинформационные удары по идентичности, по исторической памяти уже давно вошли в арсенал различных сил современного мира и активно применяются, например, против нынешней России: в ходе сравнения у России выпячивается негатив, а чаще просто приписывается нечто в реальности не существовавшее, а у Запада ретушируются темные пятна.
Приписываемые мемы: Россия убога и позорна , Запад несравнимо лучше России, Россия катится в пропасть, Кремль зомбирует быдло, Против России нужна революция , Россия – враг Киева.
Эффективное оружие по разрушению смыслов оппонента: СОМНЕНИЕ
Смыслы разрушаются по такой цепочке:
внутренняя боль – внимание – интерес – СОМНЕНИЕ – поиск – ОЗАРЕНИЕ
Материал составлен по докладу А. Фурсова «Психоисторическая война»
Скачать «Руководство по действиям в психоисторической войне»
Скачать «Справка по понятию смысловой войны»